Логотип Биоэнергетика РК
Когда мы создадим внутренний рынок биотоплива?

Для отечественных производителей биотоплива, в первую очередь пеллет, весной 2022 года начался идеальный шторм: учитывая политическую ситуацию, Великобритания запретила импорт пеллет из России, от их закупки стали отказываться страны Евросоюза, сертификационные органы Европы перестали выдавать сертификаты качества и ответственного происхождения на российские пеллеты, а логистические компании и порты бойкотируют поставки всех грузов из РФ.

Пятый пакет антироссийских санкций Евросоюза, наложенный в апреле 2022 года, усугубил рыночную ситуацию для российских экспортеров пеллет: нашим фурам запрещено перевозить грузы по территории стран Европы, а морским судам из Российской Федерации – заходить в европейские порты. Эти ограничения, безусловно, подорвут торговлю российским пеллетами на внешнем рынке. Также пятый пакет санкций перекрыл поставки каменного угля из России, в результате внутренние цены на энергетические марки угля уже стали снижаться, поэтому древесному биотопливу становится труднее с ними конкурировать и внутри страны.

Конечно, будут созданы новые логистические цепочки поставок пеллет в Европу – через Молдавию, Турцию и, возможно, даже Казахстан. Часть продукции будет переориентирована с европейского на азиатский рынок. Тем не менее нужно ответить на очень важный вопрос: «Когда в России появится рынок биотоплива?»

Слово производителям

Производители брикетов в Республике Коми не пострадали вследствие кризисной ситуации на Украине – почти всю свою продукцию они реализуют в регионе. Однако не без исключений. «Наш завод заработал недавно – в 2021 году, и мы производили не менее 600 т брикетов в месяц, – сказал директор ООО "Евробрикет" Максим Габдуллин. – Половину выпускаемой продукции мы отправляли на экспорт, а остальное – в крупные торговые сети. В связи с последними событиями сейчас часть объема отправляется на склад».

Компании, выпускающие пеллеты, обеспокоены пятым пакетом санкций Евросоюза. «В июле ожидаем полное прекращение поставок наших пеллет в Европу. Китаю и Корее наша пеллета не нужна. В такой ситуации второй пеллетный цех, построенный в 2021 году, не будет запущен», – сообщил директор ООО «ПечораЭнергоРесурс» Андрей Ярмолик.

«Приостановка сертификата SBP и проблемы с поставками по железной дороге сделали невозможной продажу наших пеллет в Евросоюз», – отметил директор ООО «Комилесбизнес» Александр Игнатов.

«Пока мы завершаем поставки морским транспортом предыдущих партий пеллет. Но с 10 июля 2022 года, в связи с санкциями Евросоюза, такой возможности уже не будет», – посетовала заместитель генерального директора по маркетингу, сбыту и логистике ООО «Севлеспил» Светлана Кудинова.

А директор ООО «Алром» Павел Пунегов констатировал: «Контракты на поставку пеллет нашими покупателям в ЕС и Белоруссии не расторгнуты, однако есть серьезные логистические проблемы».

Артур Киракосян, директор компании Grand Wood, сообщил: «Мы не поставляли свои пеллеты в Европу, поэтому кризиса не почувствовали. Сейчас распродаем наработанные запасы на внутреннем рынке».

История вопроса

Производство биотоплива в России – одна их самых молодых отраслей лесопромышленного комплекса, ей немногим больше десяти лет (если вести отсчет со статистически значимых объемов производства, достигнутых в 2009 году). А в 2013 году была принята первая федеральная программа развития внутреннего рынка биотоплива – «План мероприятий по созданию благоприятных условий для использования возобновляемых древесных источников для производства тепловой и электрической энергии» (утвержден правительством РФ 31 мая 2013 года). В нем, например, предлагалось следующее:

сформировать реестр мазутных котельных на территории Российской Федерации и подготовить предложения по критериям и условиям их перевода на местные возобновляемые источники топлива;

ввести запрет на строительство и реконструкцию теплоисточников на углеводородах при наличии в субъекте РФ достаточного объема неиспользуемых лесных ресурсов;

сохранять дотации в региональных бюджетах на тепло в течение пяти лет после реконструкции для перевода объекта генерации с углеводородов на древесные материалы.

Если бы эти мероприятия были реализованы в свое время, то события 2022 года не были бы столь драматичными для российских производителей древесного биотоплива.

По результатам реализации этой программы были подготовлены методические и аналитические материалы, но не более того. Стоит отметить, что ее разрабатывало и продвигало Минприроды России, а ведь коммунальную энергетику курирует Министерство энергетики России, которое никогда не выражало заинтересованности в развитии биоэнергетики на основе древесного топлива, в итоге все было спущено на тормозах.

Следующий заход на создание внутреннего рынка биотоплива был сделан в 2020 году. По итогам прошедшего 29 сентября 2020 года совещания по вопросам развития и декриминализации лесного комплекса президент Российской Федерации Владимир Путин утвердил перечень поручений от 06.11.2020 №Пр-1816. В подпункте к) пункта 2 этого документа правительству Российской Федерации было поручено разработать и утвердить новую стратегию развития лесного комплекса РФ, предусмотрев при этом мероприятия по переводу муниципальных котельных с мазута и угля на биотопливо. Это поручение президента РФ вызвало большой энтузиазм в профессиональной среде и бурное обсуждение. Многие посчитали, что оно будет способствовать уходу от ископаемого топлива и переходу на древесное (щепу, пеллеты, брикеты). Также оно должно было помочь отечественным производителям котельного оборудования, поскольку предполагает масштабную модернизацию мазутных котельных.

Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года (далее – Стратегия) была разработана и утверждена Распоряжением Правительства РФ от 11.02.2021 №312-р. В разделе 10 этого документа указано, что на российском рынке в настоящее время отсутствуют экономические и регуляторные предпосылки для использования пеллет в заметных объемах. «Принимая во внимание относительно низкую стоимость газа и дров в России, экономических оснований для роста потребления пеллет на внутреннем рынке не ожидается, если не будет стимулирования со стороны государства (по примеру стран Европы и Японии). На внутреннем рынке России перспективным направлением является перевод на биотопливо отдельных котельных.

В целях развития использования биотоплива для муниципальных нужд будут запланированы и реализованы мероприятия по переводу существующих муниципальных котельных с мазута и угля на биотопливо, включая пеллеты», – записано в Стратегии.

Но ведь Стратегия – это общий документ, и его принятие никак не послужило биотопливной промышленности России. Хотя пункт 2 вышеупомянутого Распоряжения № 312-р предусматривал разработку плана мероприятий по реализации Стратегии в шестимесячный срок, прошло больше года, а план реализации Стратегии так и не разработан, поэтому нет и списка мероприятий, стимулирующих перевод муниципальных котельных с мазута и угля на биотопливо, включая пеллеты.

Так что не стоит в скором времени ждать изменений в топливном балансе коммунальной энергетики и роста внутреннего потребления древесного биотоплива. По поручению премьер-министра правительства РФ Михаила Мишустина разработкой плана мероприятий по реализации Стратегии занимаются Минприроды и Минпромторг России. Даже когда все документы для выполнения поручения президента России по увеличению использования биотоплива в коммунальной энергетике будут наконец разработаны и утверждены, без заинтересованности в этих изменениях Министерства энергетики России, ничего не сдвинется с мертвой точки.

Мысли глобально, действуй локально

Как ни парадоксально, для оперативного создания надежного внутреннего спроса на пеллеты и брикеты глобальный стратегический документ не требуется. Анализ российского законодательства показывает, что в нем уже есть необходимые правовые механизмы стимулирования биоэнергетики, причем один действует уже более 20 лет – это Постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)». В соответствии с ним каждый субъект Федерации устанавливает предельные максимальные розничные цены на твердое топливо, реализуемое гражданам. Разница между реальной рыночной ценой топлива и предельной, утвержденной регионом, компенсируется поставщику из бюджета.

Этим инструментом пользуются все регионы России, даже Москва, Московская и Ленинградская области, только все они в качестве твердого печного топлива утверждают лишь один-два вида: дрова (изредка горбыль) и уголь.

Ничто не мешает региональным властям пополнить этот перечень древесными топливными брикетами и пеллетами, и одно это решение кратно увеличит спрос на облагороженное биотопливо в стране. Но пока так поступила только Республика Коми, где пеллеты и брикеты уже больше четырех лет включены в перечень субсидируемых при поставках населению. Наработанный там опыт показывает, что население отказывается от дров в пользу брикетов, а уголь для отопления не использует совсем.

Конечно, включение дополнительных видов топлива в список субсидируемых при поставках населению приведет к дополнительным расходам бюджетов регионов. Однако этот процесс необходимо начинать, и без инициативы производителей биотоплива не обойтись. Иначе поставщик угля получает конкурентное преимущество перед поставщиком пеллет или брикетов.

Следующий локальный механизм, который могут внедрять не только российские регионы, но и муниципалитеты, это выдача субсидий предприятиям, создающим или расширяющим пеллетные и брикетные производства. Если у нас считается нормой выдача субсидий производителям сельскохозяйственной продукции, почему не поддержать производителей биотоплива? Эта мера сама по себе не создаст рынок сбыта, но будет стимулировать предпринимательскую активность и способствовать снижению себестоимости их продукции.

Такую субсидию выдавали в Республике Коми при становлении биотопливной отрасли в 2013–2014 годах и возобновили в 2021 году. При этом механизме поддержки затраты компенсируются постфактум, то есть предприниматель должен приобрести оборудование и запустить его в эксплуатацию, прежде чем претендовать на субсидию. Субсидия предоставляется в размере 30% фактических затрат предприятия, но не больше 5 млн руб. каждому хозяйствующему субъекту.

В министерство экономического развития и промышленности Республики Коми в 2021 году поступило 10 заявок по отбору хозяйствующих субъектов для предоставления субсидий на общую сумму почти 36 млн руб. Были выбраны четыре хозяйствующих субъекта, и из республиканского бюджета выдано субсидий на общую сумму больше 12 млн руб., что позволило привлечь в республику частные инвестиции на 478 млн руб. и создать 24 новых рабочих места.

В 2022 году планируется выдать юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям субсидии на возмещение части затрат, направленных на создание, модернизацию и расширение производства пеллет и топливных брикетов. Для этого будет выделено 30 млн руб. из республиканского бюджета. В марте 2022 года эту меру включили в антикризисный региональный план мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики Республики Коми в условиях внешнего санкционного давления.

Главным условием создания устойчивого внутреннего рынка сбыта биотоплива должно стать увеличение потребности в брикетах и пеллетах коммунальной энергетики регионов России. Невозможно из Москвы руководить котельным хозяйством каждого субъекта Федерации. Правительства регионов должны взять на себя ответственность и отказаться (где это возможно) от ископаемого топлива и перейти на энергию из биотоплива.

25 марта 2022 года заместитель председателя правительства Республики Коми, министр экономического развития и промышленности региона Эльмира Ахмеева провела рабочую встречу с представителями АО «Коми тепловая компания», АО «Коми коммунальные технологии» и заинтересованными органами исполнительной власти региона. Участники встречи решили, сколько котельных будет переведено на топливные брикеты в отопительный сезон 2022/2023 года. По информации АО «Коми тепловая компания», 69 твердотопливных котельных в 11 муниципальных образованиях технически могут работать на топливных брикетах, 19 из них уже используют этот вид биотоплива. Предварительная потребность в брикетах на отопительный сезон 2022/2023 года оценивается в 35–36 тыс. т. При этом объем производства брикетов в Коми составляют примерно 25 тыс. т. Поскольку число котельных, которые могут перейти на брикеты, будет увеличиваться, нынешних объемов производства явно не хватит. По мнению министра, «необходимо проработать с производителями биотоплива вопрос о возможности заключения с АО "Коми тепловая компания" долгосрочных контрактов и увеличения объемов производства топливных брикетов».

Республика Коми – один из немногих субъектов РФ, где перевод котельных на биотопливо хорошо проработан, что особенно важно в нынешних экономических условиях, когда решение о переводе угольных котельных на биотопливо может способствовать поддержке деревообрабатывающих предприятий. А также позволит избежать проблем теплоснабжения, которые наблюдались этой зимой в связи с перебоями в поставках угля. Кроме того, при сжигании битоплива в атмосферу поступает меньше вредных веществ, чем в случае использования ископаемого топлива.

Программа переходу на биотопливо включена в антикризисный региональный план мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики Республики Коми в условиях внешнего санкционного давления, который был представлен в рамках заседания Регионального штаба по обеспечению устойчивости функционирования экономики региона и единогласно принят всеми членами штаба. По итогам этой встречи региональному минстрою совместно с Минэкономразвития и ресурсоснабжающими организациями поручено подготовить дорожную карту по конкретным этапам перевода котельных на топливные брикеты в отопительный сезон 2022/2023 года. К настоящему моменту подготовлена карта с котельными «Коми тепловой компании», которые могут быть переведены на брикеты. Потенциальный объем потребления брикетов – более 56 тыс. т в год.

Почему ставка сделана именно на брикеты? Ответ простой: котлы в котельных «Коми тепловой компании» универсальные, и вместо угля кочегары могут загружать в них брикеты Nestro или RUF, поэтому дополнительные инвестиции в модернизацию оборудования не требуются. А вот для того чтобы поддержать производителей пеллет, понадобятся серьезные капиталовложения в новые теплогенераторы, и здесь уже без помощи федерального центра не обойтись.

Создать рынок пеллет в России

Производимые предприятиями лесной промышленности электроэнергия, тепловая энергия, горячая вода, древесное биотопливо играют очень важную роль в топливно-энергетическом балансе лесных регионов России. При этом в Энергетической стратегии России на период до 2030 года о биоэнергетике нет даже упоминания. Увеличение доли древесного биотоплива в топливно-энергетическом балансе России немало способствовало бы развитию биоэнергетики и становлению внутреннего рынка.

Сейчас очень часто говорят о низкоуглеродной экономике, возобновляемых источниках энергии. Но эти понятия в обществе ассоциируются с водородом, энергией солнца и ветра, но не с энергией из древесины. Стоит утвердить федеральный норматив потребления древесного биотоплива в коммунальной энергетике не менее 20% топливного баланса субъекта РФ. Пеллеты должны стать основным ВИЭ в России.

На уровне субъектов Федерации замещение мазута и угля биотопливом может упереться в утвержденные инвестиционные программы региональных сетевых компаний, снабжающих теплом муниципалитеты. Но надо этим заниматься. Муниципальные мазутные котельные необходимо переоборудовать и оснастить пеллетными котлами. Пеллеты, в отличие от брикетов, позволяют создать очень мощные и высокоавтоматизированные котельные с высоким КПД оборудования.

Параллельно с законодательно закрепленным требованием о переводе мазутных и крупных угольных котельных на пеллеты государство должно разработать долгосрочную программу льготного финансирования региональных тепловых компаний, переводящих свои котельные с мазута и угля на биотопливо, чтобы они могли за «дешевые» деньги модернизировать котельное оборудование и построить складские помещения для хранения биотоплива.

Использование пеллет в коммунальной энергетике не следует ограничивать центральным отоплением и распространять только на крупные региональные тепловые компании. Нужно развивать и локальное, модульное отопление пеллетами.

«Выходи из нефти и газа» – так в Австрии называется программа федеральных субсидий частным лицам, устанавливающим в своих домах пеллетные котлы взамен котлов на ископаемом топливе (мазуте, газе, угле).

На 2021–2022 годы в Австрии выделено €650 млн на эту субсидию, в оригинале называемую Raus aus Ol und Gaz. Если человек решит установить в доме пеллетный котел, ему будет компенсировано 35% расходов, в одни руки максимум €5000. Так в Европе стремятся сократить вредное влияние на климат. При этом в выгоде оказываются австрийские производители пеллет, поскольку все больше людей покупают их продукцию.

В России необходима аналогичная федеральная субсидия. Только, помимо ископаемых видов топлива, добавить в список еще и дрова. Ведь современный пеллетный котел экономичен, автоматизирован, безопасен, его установку не надо согласовывать с разными службами. Многие заменили бы свои дровяные печи комфортными пеллетными котлами, если бы была поддержка государства. Да и газовым котлам они хорошая альтернатива, тем более газ точно не придет в каждую деревню.

Такая мера поддержки очень помогла бы созданию в России внутреннего рынка пеллет. В сельских муниципалитетах стало бы появляться больше производителей древесных гранул, а значит, и рабочих мест. Да и развитие котельных заводов получило бы импульс. Кроме того, Россия продемонстрировала бы миру свою дополнительную активность по выполнению Парижского соглашения по климату. Ну а в сельских домах и загородных коттеджах всегда было бы тепло, уютно и безопасно.

Источник новости: «ЛесПромИнформ».

16.05.2022
Наверх