В этой публикации автор дает оценку эффективности и себестоимости генерации разных видов альтернативной энергии, а также перспективам использования древесного сырья для производства такой энергии.
В России производство и использование возобновляемых источников энергии (ВИЭ) пока не является отдельной отраслью со всеми ее атрибутами и нет относящихся к этой сфере статистических и аналитических данных за длительный период. Поэтому рассмотрим ситуацию, сложившуюся в области альтернативной энергетики в Европе, в частности в Германии, которая удерживает в Евросоюзе первенство по объемам использования возобновляемых источников энергии. Сегодня основной тренд в сфере возобновляемых источников энергии - это солнечная и ветровая энергия, а также энергия из биомассы, поэтому выведем за рамками этой публикации гидроэнергетику, геотермальные, волновые, приливо-отливные и другие источники энергии.
В Германии эксплуатируется 270 электростанций (ЭС) и ТЭС, использующих твердое биотопливо, в основном древесное (щепу, пеллеты и др). Общая мощность этих станций - около 1400 МВт, и среди них есть как классические электростанции мощностью до 20 МВт, на которых энергия вырабатывается посредством паровой турбины, так и станции с ORC-модулями* мощностью 1-5 МВт и газогенераторные станции до 1 МВт. А всего в ЕС насчитывается около 1100 таких станций, и еще 130 угольных ТЭС используют биотопливо (пеллеты) для совместного сжигания. В ФРГ мощность электростанций, использующих твердую биомассу, в части получения гарантированных бонусов ограничена 20 МВт в соответствии с законом о возобновляемых источниках энергии (EEG). Инвестиционные затраты и себестоимость генерации электроэнергии на таких станциях в сравнении с аналогичными характеристиками станций, использующих другие виды возобновляемых источников энергии, приведены в табл. 1. В последние несколько лет инвестиции направляются в основном на создание маломощных, до нескольких мегаватт, когенерационных электростанций, так как их стоимость невысока, а эксплуатационные расходы сопоставимы с расходами на более мощные ЭС и ТЭС. Кроме того, в случае полезного использования дополнительно вырабатываемой этими небольшими ЭС тепловой энергии сроки их окупаемости значительно сокращаются. Одна из проблем, мешающих реализации новых проектов крупных электростанций на биомассе, - отсутствие достаточной сырьевой базы (например, щепы). Биотопливо из твердой биомассы, а это в основном древесные пеллеты и брикеты, применяется в Германии и в ЕС в целом для теплогенерации с целью отопления жилых и промышленных зданий и использования пара в промышленных целях.
Разброс мощности установленных отопительных устройств в этом сегменте рынка довольно велик: от каминов мощностью 5-6 кВт до индустриальных паропроизводящих котлов мощностью 2-5 мВт. В Германии на 2013 год насчитывается около 325 тыс. только пеллетных котлов разной мощности. Себестоимость тепловой энергии, вырабатываемой такими котлами, составляет в среднем 0,055 евро за 1 кВт•ч (58,7 евро, или примерно 2525 руб. за 1 Гкал).
Для генерации электроэнергии за счет солнечного излучения используются солнечные модули из фоточувствительных панелей, состоящих из мультикристаллов кварца. Стоимость таких модулей мощностью до 10 кВт составляет в среднем 1900 евро/кВт установленной мощности; больших модулей (от 100 кВт) - от 1600 до 1700 евро/кВт установленной мощности.
Средняя себестоимость генерации электроэнергии на солнечных модулях в Северной Германии составляет 0,20 евро/кВт•ч, в южных землях Германии - 0,15 евро/кВт•ч. В некоторых районах с большой интенсивностью солнечного потока (юг Германии, на границе с Францией) - 0,11-0,13 евро/кВт•ч. На основании расчетов экспертов в области энергетики, в Германии для предприятий с потреблением энергии от 500 до 2000 МВт/ч рентабельней использовать солнечную энергию полностью для своего потребления, чем продавать ее в общую сеть.
Себестоимость генерируемой ветроэлектростанциями (ВЭС) энергии очень сильно зависит от места расположения станции. Ветроэлектростанции подразделяются на наземные (on-shore) и морские (off-shore) электростанции. У первых, расположенных недалеко от побережья, при среднем показателе работы в год 2700 ч себестоимость выработки единицы электроэнергии составляет 0,059 евро/кВт•ч. Инвестиционная стоимость такой ветроэлектростанции 1400 евро/кВт установленной мощности. У ветроэлектростанций, расположенных в глубине материка, где ветры слабее и реже, себестоимость выработки единицы электроэнергии выше: от 0,090 до 0,115 евро/кВт•ч, к примеру, при 2000 ч работы в год - 0,065-0,081 евро/кВт•ч (для сравнения: себестоимость генерации единицы электроэнергии на ТЭС, использующих ископаемые виды топлива, в среднем 0,06 евро/кВт•ч).
У морских ветроэлектростанций в составе ветропарков себестоимость генерации составляет: у расположенных вблизи берега - от 0,105 до 0,150 евро/кВт•ч, а у установленных далеко в море - от 0,122 до 0,183 евро/кВт•ч (удорожание объясняется существенными инвестициями в монтаж ветроэлектростанций в море на большой глубине и передающих сетей значительной длины).
Государственная поддержка возобновляемых источников энергии в Германии напрямую ведет к постоянному повышению конечной стоимости электроэнергии для потребителя. Поэтому политики в последнее время ведут разговоры о назревших реформах закона о возобновляемых источниках энергии, но, к сожалению, до сего времени безрезультатно.
Уже существует ряд компаний, которые успешно генерируют альтернативную тепловую и электроэнергию и получают без гарантированных государством доплат прибыль, даже бóльшую, нежели получатели таких доплат за каждый киловатт-час в рамках закона о возобновляемых источниках энергии.
За счет государственной поддержки на основании закона о возобновляемых источниках энергии, принятого в Германии еще в 2000 году, доля возобновляемых источников энергии в энергобалансе ФРГ повысилась с 8 до 23%. Но сегодня, при росте цен на фоне продолжающегося мирового экономического кризиса, механизмы этого закона начали буксовать. Ежегодные выплаты на поддержку «зеленой» энергии увеличились с 0,9 млрд евро в первый год действия закона до 20 млрд евро. А частный потребитель электро¬энергии должен за каждый киловатт-час сейчас доплачивать 5,3 евроцента (до 2013 года - 3,2 евроцента) - пятую часть общей стоимости. Цены на электроэнергию на спотовом рынке (Европейская энергетическая биржа в Лейпциге - Europen Energy Exchange) в зависимости от времени года и времени суток - 0,03-0,06 евро/кВт•ч. А в цену для конечного потребителя добавляется стоимость доставки энергии по линиям электропередач, налоги и расходы сетевых и распределительных компаний. В результате сегодня в Германии в жилом секторе 1 кВт•ч электричества стоит уже от 0,26 до 0,29 евро, а в промышленности - 0,14-0,15 евро. Потому назрели реформы, которые будут проводиться под лозунгом: «Больше рынка, меньше государства».
Предлагаются три модели реформирования сферы возобновляемых источников энергии в ФРГ.
1. Квотирование
Государство заранее заявляет, какое количество «зеленой» энергии должно быть генерировано в том или ином году. В отличие от существующего сегодня определения общего объема произведенной в год альтернативной энергии, при такой модели необходимо будет регулировать конкретный обязательный процент ее потребления (квоту). Обязанности по распределению квот могут быть возложены на сетевые компании и на энерготрейдеров. Для обеспечения контроля может использоваться сертификация электроэнергии, выработанной из возобновляемых источников. Не выполняющие своих обязательств касательно квоты «зеленой» энергии будут подвергаться штрафным санкциям. Подобная схема уже успешно применяется в Швеции. Достоинства такой модели налицо: сетевые компании и трейдеры будут заинтересованы в том, чтобы выполнять свои обязательства по продажам установленного для них обязательного количества «зеленой» энергии. Недостаток модели в том, что из-за неизбежной региональной концентрации генерации возобновляемых источников энергии (в Германии около 90% ветроэлектростанций расположены в северных федеральных землях и на побережье Северного и Балтийского морей) часть генерируемой ветровой энергии, согласно квотам, необходимо будет перераспределять в центральные и южные регионы Германии, для чего придется инвестировать в создание новых линий электропередач.
2. Полная рыночная интеграция
При реализации этой модели предлагается отказаться от гарантированной доплаты к каждому генерированному киловатт-часу «зеленой» энергии и от обязательств сетевых компаний закупать эту энергию. Компаниям, генерирующим возобновляемые источники энергии, предлагается напрямую продавать на рынке произведенную ими энергию. В принципе, поправки к закону о возобновляемых источниках энергии, принятые в 2012 году, позволяют делать это уже сейчас, чем и воспользовались многочисленные ветровые парки на севере Германии. Правда, сегодня в рамках закона о возобновляемых источниках энергии свободная продажа на рынке «зеленой» энергии является всего лишь опцией, благодаря чему в любой момент от нее можно отказаться и вернуться к гарантированным законом доплатам. В новой модели компаниям, генерирующим возобновляемые источники энергии, предлагается производить гарантированные доплаты за каждый киловатт-час реализованной электроэнергии соразмерно с ныне действующими по закону выплатами, но только если компания работает с прибылью, то есть не убыточна. Разработчики этой модели считают, что таким образом у производителей альтернативной энергии появится серьезный стимул к реализации на рынке своего продукта. Ведь сегодня у таких компаний, генерирующих в ФРГ «зеленую» энергию, принцип работы такой: сгенерировал и забыл. А если новую модель все-таки примут, руководству генерирующих компаний придется уже по полной программе заниматься маркетингом, искать новые концепции в бизнесе, а возможно, и инвестировать в современные технологии аккумулирования энергии, для того чтобы удержаться на плаву в условиях очень жесткой конкуренции на рынке энергоресурсов.
3. Изменения и дополнения в законе о возобновляемых источниках энергии
Это предложение, за принятие которого больше всех выступают «зеленые» в коалиции с некоторыми оппозиционными партиями, уже окрестили «небольшим косметическим ремонтом» закона. Предлагается уменьшить доплаты (бонусы) за выработанные из ВИЭ киловатт-часы электроэнергии, а сам закон о возобновляемых источниках энергии оставить без изменений. При таком подходе инвестор получит реальные гарантии, в отличие от первых двух вариантов. Но всех проблем в отрасли это, конечно, не решит.
Возобновляемые источники энергии - непростая для России тема. Для справки: Федеральный закон «О государственной политике в сфере использования нетрадиционных возобновляемых источников энергии» был принят Государственной думой РФ и одобрен Советом Федерации еще в 1999 году, но Президент РФ Борис Ельцин отклонил этот закон.
По прогнозам, объем мирового рынка возобновляемые источники энергии в 2025 году достигнет уровня $ 2 трлн. Традиционно ведущие игроки на рынке возобновляемых источников энергии - Евросоюз, США, Япония, Канада. Доля России составляет всего 0,1-0,2%, а некоторые продукты, например жидкое биотопливо, в нашей стране вообще не производятся. Считается, что главным фактором, тормозящим развитие возобновляемых источников энергии в РФ, является то, что Россия располагает огромными запасами традиционных энергоресурсов. Некоторые эксперты считают, что в России есть немало регионов, где использование возобновляемых источников энергии не только целесообразно, но и необходимо. Однако большинство экспертов считают, что развитие в России отрасли возобновляемых источников энергии может нанести урон как атомной энергетике, так и нефтегазовому топливному комплексу, в том числе за счет уменьшения субсидий традиционному топливному комплексу и перераспределения их в пользу альтернативной энергетики. Эти специалисты придерживаются мнения, что Россия будет инвестировать в развитие технологий возобновляемых источников энергии только тогда, когда это станет экономически привлекательным, что будет возможно только в случае исчерпания углеводородных ресурсов, снижения стоимости энергии из возобновляемых источников энергии или, что более реально, при директивной переориентации определенных потребителей на альтернативные источники. Тем не менее Россия наметила цель - довести к 2020 году генерацию и потребление возобновляемых источников энергии до 4,5% энергобаланса страны. Это зафиксировано в Распоряжении Правительства РФ № 1-Р от 08.01.2009 «Основные направления государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2020 года», на основании которого было установлено, каких показателей объема генерации и потребления электроэнергии из возобновляемых источников энергии (за исключением ГЭС установленной мощности более 25 МВт) необходимо достигнуть: к 2010 году - 1,5%; к 2015 году - 2,5%, а к 2020 году - 4,5%.
В России потенциал возобновляемых источников энергии распространен по территории крайне неравномерно, а экономическая эффективность возобновляемых источников энергии очень сильно зависит от местных условий.
Ветровая энергетика. Темпы использования ветровой энергии в России составляют резкий контраст с темпами в Евросоюзе, США и Китае. Установленные мощности ветроэнергетических установок и объемы выработки на них электроэнергии в нашей стране в тысячу с лишним раз ниже, чем в перечисленных выше странах. По данным Минэнерго РФ, установленная мощность ветроэлектростанций в России составляет всего около 16,5 МВт (для сравнения: в Германии - 37 ГВт), суммарная генерация российских ветроэлектростанций не превышает 25 млн кВт•ч в год при общем потенциале, по разным оценкам, от 40 до чуть ли не 260 млрд кВт/ч в год. Доля ВЭС в общем энергобалансе России составляет менее 0,01%. В районах так называемого северного завоза, где цена киловатт-часа, выработанного на дизель-генераторах, не менее 18 руб., ветровую электростанцию можно довольно быстро окупить при себестоимости генерации 2,2-3 руб. за 1 кВт•ч (по оценкам специалистов, такова себестоимость электроэнергии, вырабатываемой в РФ на ветроэлектростанциях).
Солнечная энергетика. Россия располагает довольно большим потенциалом для ее развития. И не только в южных регионах (например, в Краснодарском и Ставропольском краях, где солнечная радиация выше, чем в Германии), но и в некоторых регионах Сибири, где число солнечных дней в году достигает трехсот, то есть сопоставимо с Южной Европой. Солнечные панели можно использовать и как дополнительный источник энергии с целью минимизации издержек энергопотребления.
Однако до сего времени весь этот потенциал, по сути, не используется. Исключение - эксплуатация небольшого количества маломощных солнечных модулей, например, на базовых станциях сотовых операторов на юге России. Первые в России солнечные (правда, так их можно назвать с натяжкой, на самом деле они гибридные - дизель-солнечные) электростанции мощностью 100 кВт были введены в эксплуатацию в Белгородской области в 2010 году, затем в 2013 году на Алтае. В июне 2013 года в Якутии в составе автономного энергетического комплекса была запущена солнечная электрическая станция ОАО «Сахаэнерго». Новая станция стала третьей по счету в этом ОАО и первой, построенной за Полярным кругом. В ее состав входят солнечные панели общей мощностью 20 кВт. В России создана Ассоциация солнечной энергетики. Однако общая мощность генерации электроэнергии на всех солнечных модулях в России, по экспертным оценкам, не превышает 2 МВт, что составляет менее 0,001% всего энергобаланса страны.
В ближайшие годы в стране должны быть реализованы мегапроекты в сфере солнечной энергетики. В правительственном 449-м постановлении о возобновляемых источниках энергии (к нему мы еще вернемся) «...определен механизм стимулирования использования возобновляемых источников энергии (ВИЭ) на оптовом рынке электроэнергии и мощности <...> в основу положены принципы возврата капитала, инвестированного в создание таких объектов, и обеспечения необходимого уровня его доходности». На основании этого постановления к 2020 году в России будет введено солнечных панелей общей мощностью 1,5-2 ГВт.
Генерация электроэнергии из биомассы осуществляется в единичных случаях, как правило, на промышленных предприятиях для собственного потребления. В этой публикации мы не ставили цель назвать все российские электростанции, работающие на биомассе. Но несколько примеров приведем. Это мини-ТЭЦ мощностью 6 МВт в Вытегорском районе Вологодской области, запущенная еще в 2007 году и использующая местные виды топлива: низкосортную древесину, древесные отходы, торф. ТЭЦ обеспечивает энергией местный леспромхоз и жителей соседнего поселка. В 2014 году будет введена в эксплуатацию мини-ТЭЦ на Сыктывкарском ЛДК мощностью 3,9 МВт, которая будет работать на отходах комбината. В Ямало-Ненецком АО достраивается ТЭЦ на базе итальянских ORC-турбин.
Твердое топливо из древесного сырья (пеллет, щепы, брикетов) в России используется в основном для теплогенерации. К сожалению, никаких систематизированных статистических данных по количеству установленных в РФ твердотопливных котлов, работающих на биотопливе, пока нет. Конечно, можно было бы теоретически просчитать, сколько, например, пеллет сжигается на внутреннем российском рынке и, соответственно этому, примерную общую мощность всех установленных в России пеллетных котлов. Но объем реально сжигаемых, а не складированных пеллет в России неизвестен никому. Что говорить, если даже оценки объема экспорта пеллет в разных источниках различаются чуть ли не в два раза (по данным EU Biofuels Annual, в 2012 году из РФ было экспортировано 637 тыс. т гранул, а согласно ТД ВЭД РФ - около 1 млн т).
Для привлечения инвесторов в альтернативную энергетику правительство должно гарантировать, что электрическая энергия, генерируемая из возобновляемых источников энергии, будет покупаться. Стоимость такой энергии превышает стоимость энергии, произведенной традиционным способом в период окупаемости, после чего она может быть вполне сопоставима и конкурентоспособна со стоимостью генерации при сжигании, например, нефти и мазута.
Существует две концепции внедрения возобновляемых источников энергии, обе направлены на полный возврат инвестиций через специальные механизмы торговли. В первом случае - через договоры на оптовом рынке на поставку мощности (ДПМ) с компаниями, генерирующими ВИЭ, аналогично уже действующей системе ДПМ для теплогенерации. Во втором потребители будут оплачивать стоимость объектов возобновляемых источников энергии на розничном рынке через сетевые компании посредством тарифа на оказание услуг по передаче электроэнергии. В соответствии с подготовленным Минэнерго в рамках программы поддержки возобновляемых источников энергии проектом постановления правительства, производители электроэнергии из возобновляемых источников смогут квалифицировать свои генерирующие мощности*. Федеральная служба по тарифам должна будет составить рекомендации по установлению тарифов на возобновляемых источниках энергии, и получить тариф и продавать электроэнергию территориальным сетевым организациям (ТСО), не присоединенным к Единой национальной энергетической сети (ЕНЭС). В этом случае ТСО не имеют права не заключить договоры с поставщиками электроэнергии из ВИЭ, имеющими генерирующие мощности. В отличие от схемы с надбавкой, предполагающей поддержку ВИЭ через рынок электроэнергии, изменения в Федеральный закон «Об электроэнергетике» от 28 декабря 2010 года предусматривают возможность организации поддержки возобновляемых источников энергии через рынок мощности. В соответствии с п. 1 ст. 32 федерального закона, покупатели электрической энергии обязаны заключить «договоры поставки мощности» для оплаты установленной мощности только тех объектов, которые определены Правительством Российской Федерации. Из подготовительных документов следует, что к такому генерирующему оборудованию относятся также возобновляемые источники энергии. Согласно новой схеме поддержки на базе платы за мощность, производство электро¬энергии возобновляемых источников энергии будет стимулироваться за счет заключения договоров о предоставлении мощности возобновляемых источников энергии. Согласно планам правительства, к 2020 году в РФ должно быть введено 6 ГВт мощности возобновляемых источников энергии через механизм договоров на поставку мощности (ДПМ). То есть наиболее привлекательные проекты по возобновляемым источникам энергии, прошедшие конкурсный отбор, будут окупаться за счет повышенных тарифов на производимую электроэнергию.
А вот выдержка из Постановления Правительства РФ № 449 от 28 мая 2013 года «О механизме стимулирования использования возобновляемых источников энергии (ВИЭ) на оптовом рынке электрической энергии и мощности (ОРЭМ)»: «Цена на предоставленную мощность генерирующего объекта по договору о предоставлении мощности квалифицированных генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, рассчитывается в следующем порядке: к рассчитанной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил величине прибавляется произведение расчетной величины расходов на уплату налога на имущество организаций, определенной в отношении данного генерирующего объекта исходя из ставки налога на имущество организаций, действующей в соответствующем субъекте Российской Федерации (без учета специальных льгот по налогу на имущество организаций), и доли затрат, компенсируемой за счет платы за мощность генерирующих объектов, функционирующих на основе возобновляемых источников энергии...» Прочитали? Смысл поняли? То-то... Интересно, внимательно ли читали этот документ и подобные ему постановления по возобновляемым источникам энергии власти предержащие, а если читали, то поняли ли, о чем речь? Читателям, желающим все же дойти до сути, рекомендуем ознакомиться с «Методикой определения доли затрат, компенсируемой за счет платы за мощность генерирующих объектов, функционирующих на основе возобновляемых источников энергии». В ОАО «Россети», владеющем примерно 3 тыс. ТСО, считают, что цена электроэнергии из возобновляемых источников энергии значительно превышает уровень цен, по которым сегодня дочерние структуры «Россетей» покупают электроэнергию у генерирующих компаний. Так как традиционная энергетика получает значительные субсидии, а цена на природный газ пока ниже мирового уровня, на российском энергетическом рынке тяжело конкурировать с основными игроками.
Многие эксперты и чиновники отмечают: итогом ввода в эксплуатацию генерирующих мощностей на базе возобновляемых источников энергии для конечных потребителей станет дополнительное повышение цен на электроэнергию, а поддержка возобновляемых источников энергии может обойтись дороже производства электрической энергии из ископаемых видов топлива.
Эти сомнения понятны, особенно в то время, когда некоторые страны сокращают поддержку для возобновляемых источников энергии на фоне экономического спада. Вот что сказал в интервью «РБК daily» директор НП «Сообщество потребителей электроэнергии» Дмитрий Говоров: «...Аркадий Дворкович заявил о невозможности финансирования развития возобновляемых источников энергии за счет бюджета по причине слишком больших затрат. По данным Минэкономразвития, цена электрической энергии, необходимая для обеспечения окупаемости строительства объектов возобновляемых источников энергии, значительно превышает текущую цену на электрическую энергию: свыше 5 руб./кВт• ч для ветроэнергетики и малых ГЭС, свыше 15 руб./кВт•ч для солнечной энергетики. Действительно, затраты слишком большие. Кроме того, банки не готовы кредитовать проекты возобновляемых источников энергии под приемлемые проценты, но группе инвесторов-инициаторов ("Роснано", ГК "Ренова", ОАО "РусГидро" и ГК "Росатом") очень хочется заработать, не неся при этом никаких предпринимательских рисков. Вместо того чтобы строить возобновляемые источники энергии на изолированных территориях, где такого рода объекты будут окупаться и могут снизить остроту проблемы дефицита электроэнергии, небедные, мягко говоря, компании пытаются переложить свои риски на всех потребителей. И правительство России не прочь им в этом помочь».
Чтобы оценить уровень инвестиций в электростанции, работающие на возобновляемых источниках энергии в России, обратимся к специалистам. Рабочая группа НП «Совет рынка» (некоммерческое партнерство по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью) по поручению Минэнерго сформулировала свою оценку развития возобновляемых источниках энергии в России и представила расчеты по рекомендуемым капитальным затратам из расчета на 1 кВт установленной мощности, которые составили 1375 евро для ветровых электростанций, 2519 евро - для солнечных электростанций и 2327 евро - для электростанций на биомассе.
Теперь что касается использования твердого биотоплива из древесного сырья. По мнению автора этих строк, в северных и дальневосточных районах России, где население составляет около 10 млн чел. и постоянно ощущается нехватка энергоресурсов, а электричество вырабатывается децентрализовано в большинстве случаев на дизель-генераторных станциях, для которых дизтопливо доставляется по «северному завозу» за тысячи километров, а себестоимость электроэнергии весьма и весьма высока, использование малых ТЭС на биомассе будет оправданно - оно позволит и снизить стоимость энергии, и создать новые рабочие места. Общее число дизельных электростанций в России превышает 5 тыс., а ежегодный расход топлива - 6 млн т. Но и в регионах с централизованным энергоснабжением есть многочисленные объекты, в которых применение возобновляемых источников энергии экономически эффективно. В таких регионах биомассу (дрова, щепу, древесные отходы, пеллеты, брикеты) как местный вид топлива можно использовать и для отопления малых населенных пунктов и небольших промышленных объектов, и для когенерации, применяя для этих целей те же газификационные станции или микротурбины. Интересно, что в касающихся возобновляемых источников энергии речах российских политиков использованию биомассы в децентрализованной энергетике почти не уделяется никакого внимания, и в перечисленных выше распоряжениях и других документах правительства речь идет только о солнечной, ветровой и гидроэнергетике. «По результатам экспертной оценки и анализа в отношении биомассы и биогаза был сделан вывод, что указанные возобновляемые источники энергии либо не представлены в ценовых зонах оптового рынка, либо технология производства электроэнергии из указанных источников не носит промышленного масштаба», - гласит вывод экспертов Минэнерго, из чего следует, что поддерживать генерацию электроэнергии из биомассы государство считает нецелесообразным.
А ведь в большинстве случаев в лесных отдаленных районах Сибири и Дальнего Востока солнечную и ветровую энергию использовать невозможно по объективным причинам: здесь низкие показатели солнечной радиации и незначительные для ветроэлектростанций градиенты силы ветра и количества ветреных дней в году. Государству для поддержки проектов генерации электро- и тепловой энергии из древесной и другой твердой растительной биомассы не обязательно перекладывать все бремя на потребителей электроэнергии, а достаточно создать механизм перераспределения государственных дотаций в пользу возобновляемых источников энергии, что решило бы проблему их окупаемости, а также экономии топлива. Ведь дотирует же государство из года в год электроэнергию, генерируемую дизель-генераторами на Севере, в Якутии, на Дальнем Востоке, да и чуть ли не под боком у Северной столицы (на острове Валаам работает дизель-электрическая станция мощностью 2 МВт с коэффициентом использования мощности менее 1%), а также отопление электроэнергией многих объектов ЖКХ даже в центральных регионах России. Просто без команды сверху на местах, к сожалению, редко кто возьмет на себя инициативу. Живой пример - Смоленская область, где уже много лет инвесторы предлагают за свой счет заменить в районных школах электрокотельные (стоимость 1 ГКал доходит до 9 тыс. руб.) на пеллетные котлы, а воз и ныне там. Нет инструкций, нет прецедента, нет указаний, и, понятно, что нет никакого желания у местных чиновников проявлять инициативу, которая в России так часто наказуема.
Совершенно очевидно, что Россия из-за промедления в принятии кардинальных решений в сфере возобновляемых источников энергии теряет темп в мировой гонке на рынке альтернативных источников энергии. Все как в старые добрые советские времена, когда страна из-за невовремя и неправильно принятых решений безнадежно отстала от всех в компьютерных технологиях. В последние годы по той же причине Россия лишилась сотен миллионов евро, которые могла бы получить в рамках Киотского протокола по проектам совместного осуществления (ПСО), зачетный период которых определялся с 2008 по 2012 год. Отечественные чиновники все это время никак не могли определиться с механизмом применения этих ПСО в РФ (в основном в части их регистрации и распределении финансовых потоков). Не хочется, чтобы и использование в России возобновляемые источники энергии постигла та же участь.
В заключение - выдержка из речи Владимира Путина на встрече с участниками Молодежного саммита «Группы двадцати» 20 июня 2013 года в Санкт-Петербурге:
«Хочу сказать, что все виды альтернативной энергетики должны поддерживаться и развиваться. Но нам надо оставаться на почве реальности, все-таки вы все люди взрослые, понимающие, что происходит. Сегодня эффективность альтернативных видов энергии такова, что не является конкурентоспособной абсолютно по сравнению с ядерной энергетикой и с углеводородной, просто никакого сравнения по эффективности и конкурентоспособности. Она, прямо надо сказать, неконкурентоспособна и живет только потому, что ее субсидируют. Но это не значит, что ее не надо развивать. Это значит, что нужно работать и над водородной энергетикой, и над солнечной, использовать энергию приливов и отливов и ветра. Все это должно совершенствоваться...»