С 2013 года в республике Коми реализуется государственная программа по развитию лесного хозяйства, целью которой является повышение дохода от использования лесного фонда при сохранении его экологической, социальной и экономической ценности.
При этом на реализацию этой программы из федерального и республиканского бюджетов, а также из внебюджетных источников предусмотрено свыше 3 млрд. рублей, из которых 30% приходится на долю республиканского бюджета.
Об этом сообщил глава республики Коми Вячеслав Гайзер, выступая вчера в Москве на Всероссийском совещании «Основные итоги работы лесного хозяйства Российской Федерации в 2013 году и задачи на 2014 год».
В результате начавшейся реализации этой программы субъекту уже удалось внедрить в лесном комплексе ряд инновационных проектов: это – зонирование лесного фонда на территории экстенсивного и интенсивного ведения лесного хозяйства (так, лесовосстановительные работы за счет бюджетных средств проходят только в зонах интенсивного ведения лесного хозяйства), авиационный мониторинг территории при помощи легкомоторной авиации (увеличилась кратность авиапатрулирования на 23% и оперативность обнаружения, на 16% возросла доля обнаружения, а число обнаруженных пожаров на площади менее 5 га выросло до 76% при снижении себестоимости летного часа – самая низкая по России в 2013 году – и большей скорости воздушных судов), оснащение всех подразделений лесной охраны средствами связи и навигации, создание информационно-аналитической системы «Лесные пожары в Республике Коми 2.0», создание учебного центра по обучению руководителей тушения лесных пожаров разной сложности.
«Особое внимание в программе уделено вопросам охраны лесов от пожаров, - отметил Вячеслав Гайзер. – Последние 4 года в республике характеризовались тяжелой пожароопасной обстановкой, но нам удалось выявить в этой работе проблемы, которые необходимо решать». Многолетний опыт показывает, что наиболее эффективным является тушение лесных пожаров силами профессиональных пожарных команд, представляющих специализированные государственные учреждения. Поэтому в Коми фактически с нуля создали службу лесоохраны: на сегодняшний день численность парашютистов-десантников составляет 130 человек, которые могут потушить около 300 пожаров в год. Расчеты показывают, если увеличить эту группировку до 200-250 человек, то появится возможность тушить на малых площадях до 600 пожаров в год. Это соответствует среднему уровню горимости, каким, например, был 2013 год, а вероятность повторения такой горимости ежегодно составляет по данным за последние 50 лет в субъекте 70%.
Затраты на тушение при этом снизятся в 2 раза за счет уменьшения количества вертолетных перевозок и неэффективного привлечения сторонних сил: только по Республике Коми экономия средств федерального бюджета на эти цели составила бы 400 млн. рублей за 10 лет. В связи с этим правительство субъекта предлагает на федеральном уровне рассмотреть вопрос об увеличении для всех регионов РФ субвенций из федерального бюджета на охрану лесов от пожаров, направив эти средства на увеличение численности парашютно-десантных формирований.
Действующим законодательством РФ в настоящее время не урегулирован вопрос о дополнительных правах органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, а также обязанностях юридических лиц по мобилизации сил и средств для тушения лесных пожаров при введении режима ЧС. Сейчас организации не вправе отказать местным органам власти в предоставлении сил и средств только в том случае, если аварийно-спасательные работы проводятся на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях. Но лесные пожары, как правило, случаются на отдаленных территориях, а обязанность предоставления людей и техники в этом случае законом не определена, поэтому введение там режима ЧС, с точки зрения законодательства, практического смысла не имеет. Поэтому, правительство Коми предлагает внести в законодательство изменения, которые бы вводили критерии необходимости участия юридических лиц в тушении лесных пожаров при ЧС.
«Мировой опыт подсказывает, что необходимо дифференцированно подходить к оценке последствий влияния пожаров на жизнь населения, - считает Вячеслав Гайзер. – В этой связи в 2013 году в Коми была применена «светофорная» схема принятия решений по тушению того или иного пожара – избирательность при ликвидации возгорания. В прошлом году специальной правительственной комиссией было принято решение не тушить 40 лесных пожаров в виду их удаленности и отсутствия угрозы населенным пунктам, объектам экономики, малоценности лесных насаждений и огромных финансовых затрат в связи с использованием вертолетной техники: экономия средств по итогам 2013 года оценивается у нас в объеме 50 млн. рублей. Считаю, что наш опыт применим и в других субъектах РФ при соответствующем законодательном обеспечении».
Существует проблема кредиторской задолженности в части возмещения расходов на тушение лесных пожаров: по итогам 2013 года в Коми она составила 126 млн. рублей, а между тем, нехватка средств – не причина для отказа в тушении возгораний (необходимо создавать федеральный бюджетный резервный фонд для обеспечения непрерывного финансирования противопожарных работ, и по имеющейся информации, такое решение на федеральном уровне состоялось, поэтому в 2014 году Рослесхоз сможет оперативно маневрировать средствами во время пожароопасного сезона).
Еще один острый вопрос, касающийся большинства регионов РФ, - администрирование лесных платежей, а именно – взыскание безнадежной задолженности. В Коми за время действия нынешнего Лесного кодекса РФ было внесено в бюджетную систему РФ свыше 5 млрд. рублей, при этом сумма задолженности сегодня составляет 134 млн. рублей, а общая сумма безнадежной по взысканию задолженности – 50 млн. рублей, и этих предприятий-должников уже давно нет. «Наверняка, из 8 млрд. рублей задолженности по лесному хозяйству России большая часть считается безнадежной по взысканию, но тогда это просто «дутая» задолженность, - считает Вячеслав Гайзер. – Сегодня порядок списания такой задолженности отсутствует, но и экономического смысла в ее постоянном учете тоже не видно».
Важнейшее направление работы в лесном комплексе Коми – развитие биоэнергетики, особенно в лесных районах, что предусмотрено долгосрочной республиканской программой «Обращение с отходами производства и потребления в республике Коми»: до 2020 года в процессе ее реализации запланировано два этапа, в 2013-2015 годах должно быть обеспечено максимально полное использование отходов лесопереработки для производства биотоплива, произойдет частичная замена угля на древесные брикеты на имеющихся котельных, для чего будет установлено новое оборудование, что позволит оптимизировать расходы в системе ЖКХ.
Далее, в 2015-2020 годах планируется использовать для биоэнергетики лесосечные отходы, осуществление планомерного перевода котельных на пеллеты и древесные брикеты, практически полный отказ от угля и мазута в котельных, находящихся в лесных районах. Сегодня в Коми производится в общем объеме 80 тыс. тонн пеллет и древесных брикетов, реализуется одновременно сразу несколько биопроектов.
В 2014 году субсидии из республиканского бюджета на эти цели составят 20 млн. рублей. В 6 населенных пунктах подготовлены технико-экономические обоснования, которые послужат основанием для перевода коммунальной энергетики на биотопливо. Кроме этого, в регионе будет создано 11 площадок для складирования всех отходов лесопиления.